То, что для одного комар - для другого - верблюд
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
О компании
Контакты
Способы оплаты
Документы
Найди свой дом
Отключения должников
Показания приборов учета
Консультации центра регистрации
Благодарность

Личный кабинет

Для получение логина и пароля обратитесь в управляющую компанию


СТАТИСТИКА ПОСЕЩЕНИЙ
Сейчас: 44
Сегодня: 679
Вчера: 795





   В последнее время действующие Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - также Правила № 307) активно обсуждаются на всех уровнях (управляющими организациями, ресурсоснабжающими организациями, органами власти, населением, в прессе и т. д.). При этом мнения о подходах к учету потребленных коммунальных услуг и расчетам за них высказываются самые разнообразные.

   Есть приверженцы возврата к старой системе расчетов - отказа от приборов учета и расчета по нормативам потребления. Другие ратуют за полный переход от нормативно-расчетного к приборно-учетному методу расчетов. Третьи предлагают меры по корректировке отдельных положений и формул Правил № 307. Тем не менее, все сходятся в одном: существующие Правила не могут оставаться без изменения. Вопросы применения Правил № 307 не раз освещались и на страницах нашего журнала, а также поднимались в ходе письменных и устных консультаций. Одной из наиболее часто упоминаемых является техническая ошибка, допущенная в формуле 9 Приложения 2 к Правилам № 307. Применение этой формулы в расчётах с потребителями коммунальных услуг приводит к убыткам управляющих организаций, как исполнителей коммунальных услуг, так сак часть объёма коммунальных ресурсов, потреблённых в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета и частично оборудованном индивидуальными приборами учета, никому из потребителей не может быть предъявлена плате. Во избежание управляющими организациями финансовых потерь, связанных с использованием формулы 9, все не вошедшие в размер платы за коммунальные услуги затраты, связанные с предоставлением этих услуг гражданам (выпадающие доходы), рекомендуем учитывать в плате за управление (в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения), поскольку:
- предоставление коммунальных услуг гражданам относится к функциям по управлению многоквартирным домом.
- затраты на приобретение коммунальных ресурсов (в части, не покрываемой потребителями) обоснованы договором управления, по которому управляющая организация осуществляет реализацию коммунальных услуг гражданам, а у граждан возникает обязанность оплатить эти услуги в адрес управляющей организации. 

   Однако Правила № 307 утверждены Правительством РФ, и, несмотря на их несовершенство, их следует применять в соответствии с нормами Жилищного кодекса, установившими такой порядок. Решить вопросы, связанные с ошибками и недочетами действующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, можно только утверждением новых Правил. Отметим, что в настоящее время готовится новая редакция таких Правил, в связи с чем не считаем целесообразным вновь поднимать в данной статье тему ошибок, содержащихся в действующих Правилах. 

   В настоящей публикации остановимся на проблеме расчетов за коммунальные услуги несколько с другой стороны.
  Среди потребителей коммунальных услуг бытует ошибочное мнение, что установив индивидуальные приборы учета (ИПУ), такие потребители будут оплачивать только ресурсы, потребленные в их помещении на индивидуально-бытовые нужды, и не будут участвовать в расходах на общедомовые нужды, на сверхнормативные потери ресурсов во внутридомовых инженерных сетях, на несанкционированное потребление ресурсов, в том числе в связи с проживанием в доме незарегистрированных граждан, тем самым сэкономив свои деньги на оплату услуг. Это объясняется, скорее всего, недостаточной правовой грамотностью и психологическим восприятием граждан того, что потребление коммунальных ресурсов происходит лишь непосредственно в жилом помещении, а весь дополнительный (сверх показаний ИПУ) объем потребленных в доме ресурсов такие граждане считают сверхнормативным расходом потребителей, не установивших индивидуальные приборы учета, и который им несправедливо (на их взгляд) выставляют к оплате. Выход из сложившейся ситуации зачастую видится в распределении разницы между показаниями ОПУ и показаниями ИПУ между потребителями, не установившими ИПУ. Нередко такое мнение поддерживается, а порой и формируется СМИ, пропагандирующими установку ИПУ. Такой, например, порядок расчетов за коммунальные услуги действует в г. Москве.
   Однако граждан при этом ж информируют, что положительная разница между показаниями ОПУ и объемом ресурсов, начисляемым к оплате всем потребителям, возникает не только из-за «сверхнормативного» расхода в помещениях без ИПУ (кстати говоря, он может быть как выше, так и ниже нормативного), но и по таким причинам, как, например:
- упомянутый выше расход ресурсов, потребленных на общедомовые технологические потери во внутридомовых сетях,
- слив воды при опрессовке сетей (расход воды на промывку сетей),
- несанкционированное подключение к внутридомовым сетям (например, для полива зеленых насаждений и придомовой территории, в том числе соседних домов);
- неисправность внутридомовых сетей, приводящая к сверхнормативным
потерям ресурсов;
- исключение из участия в расчетах за коммунальные услуги граждан, проживающих в помещениях, не оборудованных ИПУ, но не зарегистрированных в них.
   При этом без специального анализа нельзя сказать точно, за счет чего именно (или в большей степени) образуется разница между показаниями ОПУ и объемом, предъявленным к оплате потребителям за тот же период; и конечно, не возможно установить точно, что такая разница образуется за счет сверхнормативного потребления в помещениях, не оборудованных ИПУ. К тому же нормативы изначально устанавливаются исходя из того, что в одних помещениях расходуется ресурсов больше, в других меньше.   
Особенно если нормативы рассчитывались экспертным или аналоговым способом, которые основываются на замерах фактически потребленных в доме за определенный период ресурсов, в том числе незарегистрированными гражданами.
   Очевидно, что расход ресурсов, потребленных на общедомовые нужды и технологические потери во внутридомовых сетях, должен быть (в соответствующей доле) распределен именно между потребителями, установившими ИПУ, так как потребители, рассчитывающиеся по нормативам потребления, его оплачивают в составе нормативов потребления. Именно такой порядок предусмотрен в формуле 9 Правил №307. Объем потребления ресурсов, вызванный сверхнормативными потерями во внутридомовых сетях, утечками во внутриквартирньгх сетях и оборудовании, несанкционированным подключением к внутридомовым сетям, неучастием в расчетах фактически проживающих, но незарегистрированных граждан, исполнитель коммунальных услуг включает в формулу 9, в соответствии с которой данный объем распределяется также между потребителями с ИПУ. Именно этот момент вызывает много нареканий в адрес Правил №307 и является аргументом в пользу того, чтобы данный объем распределялся между потребителями без ИПУ.
На наш взгляд, такой подход в корне неверен. Прежде всего, потому что не все потребители, рассчитывающиеся по нормативам потребления, превышают норматив потребления коммунальных услуг, допуская утечки во внутриквартирном оборудовании, вселяя временных жильцов и т. д. И ответственность (в данном случае материальная) за потребителей, допускающих подобные нарушения, не должна перекладываться на других, добросовестных, потребителей. Кроме того, Правила №307 помимо формулы 9 содержат и ряд других норм, обязательных к исполнению как потребителями, так и исполнителями услуг; они рассчитаны на нормальные условия эксплуатации многоквартирных домов, на соблюдение правил содержания общего имущества, правил пользования жилыми помещениями и т.д. При оценке Правил №307 необходимо исходить из совокупности всех содержащихся в них положений, а также положений других нормативных правовых актов, действующих в жилищной сфере, а не только из отдельных формул. 

   Так, например, утечки во внутриквартирном санитарно-техническом оборудовании и умышленный слив воды недопустимы по следующим основаниям.
   В соответствии с ч.4 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями.
   В соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.06 №25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов
проживающих в жилом помещении граждан и соседей. Также пользователь жилым помещением обязан:
- поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования;
- немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию.
В соответствии со ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения и производить в нем текущий ремонт.
В соответствии с Правилами №307 потребитель коммунальных услуг обязан:
- обеспечить надлежащее содержание и готовность внутриквартирного оборудования к предоставлению коммунальных услуг (п. 13);
- при обнаружении неисправностей внутриквартирного оборудования немедленно сообщать о них исполнителю, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению (пп. «а» п.52);
- допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ (пп. «д» п.52).
   Ответственность собственников помещений за систематическое нарушение прав и интересов соседей, за бесхозяйственное обращение с жильем предусмотрена в ст.293 ГК РФ, ответственность собственников и нанимателей помещений за бесхозяйственное отношение к имуществу (жилым помещениям, оборудованию жилых помещений) предусмотрена ст. 7.21 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"" от 30.12.2001 N 195-ФЗ, рассматривающей данные действия (бездействия) как нарушение правил пользования жилыми помещениями. Управляющая организация должна применять меры воздействия к гражданам, не исполняющим обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством, нарушающим требования законодательства, и в отношении которых предусмотрена ответственность.
   За несанкционированное подключение к внутридомовым сетям и сверхнормативные потери во внутридомовых сетях, за неисправность внутридомых инженерных сетей должна нести ответственность именно управляющая организация, которая по условиям договора обеспечивает надлежащее содержание общего имущества, а являясь исполнителем коммунальных услуг, - отвечает за техническое состояние внутридомовых инженерных систем. В отсутствие управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг (при непосредственном управлении многоквартирным домом и прямых отношениях с ресурсоснабжающими организациями) такая, ответственность возлагается на всех собственников помещений, а не на отдельную категорию граждан, которые избрали предусмотренный Жилищным кодексом способ расчетов за коммунальные услуги по нормативам потребления. 

   Что касается неоплаты незарегистрированными гражданами коммунальных услуг.
   Считаем, что регистрация по месту жительства или месту пребывания является одним из доказательств проживания на жилплощади и при этом не служит единственным основанием (условием) для начисления платы за коммунальные услуги. Данный вывод исходит из следующих норм:
- при изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами, в том числе, в связи с проживанием временных жильцов, размер платы за коммунальные услуги должен быть соответствующим образом изменен (пп. «д» п.38 Правил №307). При этом потребитель коммунальных услуг обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих ней с даты произошедших изменений (пп. «ж» п.52 Правил №307);
- действие Правил №307 распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (п.2 Правил №307);
- наниматель жилого помещения имеет право вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; сдавать часть жилого помещения, а в случае временного выезда - все жилое помещение в поднаем; разрешать безвозмездное проживание в жилом помещении гражданам в качестве временных жильцов. При этом наниматель обязан информировать наймодателя в установленные договором социального найма жилого помещения сроки об изменении оснований и условий, влияющих на пользование жилым помещением (Правила пользования жилыми помещениями, утверждённые постановлением Правительства РФ от 21.01.06 №25);
- плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключённым на срок проживания временных жильцов (п. 12 ст. 155 ЖКРФ).
- проживание гражданина по месту жительства и месту пребывания без регистрации до 90 дней не противоречит закону (ст. 19.15 КоАП РФ).
   Все перечисленные лица (в т. ч. незарегистрированные на срок до 90 дней) будут признаны гражданами, проживающими на законных основаниях в жилых помещениях, предоставленных им собственниками данных помещений. В связи с чем, к ним должен применяется установленный Правилами №307 порядок расчёта платы за коммунальные услуги. 

   Таким образом, основанием для начисления платы за все коммунальные услуги (кроме услуг отопления) является не регистрация граждан, а использование (потребление) этих услуг, которое при оборудовании помещений приборами учета фиксируется этими приборами. В отношении помещений, не оборудованных приборами учёта, основанием к начислению будет являться пользование такими помещениями (постоянное или временное проживание в них собственников данных помещений либо лиц, допущенных указанными собственниками для временного или постоянного проживания в принадлежащие им помещения).
   Факт проживания граждан в жилом помещении, не оборудованном прибором учета, может быть установлен на основании:
- (информации) уведомления собственника помещения об изменении оснований
и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты, представляемой
исполнителю услуг не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений
(пп.«ж» п.52 Правил);
- уведомления наймодателя жилого помещения, проинформированного нанимателем об изменении оснований и условий, влияющих на пользование жилым помещением (Правила пользования жилыми помещениями);
- дополнительного соглашения с наймодателем, заключённого на срок проживания временных жильцов (п.12 ст.155 ЖК РФ).
   В случае бездействия лица, вселившего жильцов в своё помещение, факт их проживания может быть установлен исполнителем коммунальных услуг при помощи свидетельских показаний очевидцев, например, соседей по лестничной площадке или консьержа, с составлением соответствующего акта. Основанием возникновения обязанности по внесению платы за коммунальные услуги в этом случае будет являться либо акт о пользовании его помещением, либо (в случае возникновения спорных ситуаций) - судебное решение, установившее данную обязанность.
   Выявлять фактически проживающих, но не зарегистрированных по месту проживания и не оплачивающих в связи с эти коммунальные услуги, граждан обязана управляющая организация как лицо, осуществляющее регистрационный учет граждан в рамках деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713 (в ред. от 14 августа 2002 г.). Данными Правилами определены «ответственные за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства», к которым отнесены должностные лица:
- жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;
- жилищно-строительных и жилищных кооперативов;
- акционерных обществ и других коммерческих организаций;
- других государственных и муниципальных организаций и учреждений,
имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного
управления».
   Обязанность в настоящее время управляющей организации по контролю за использованием жилых помещений регламентирована также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170, согласно которым «техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием... Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путём проведения плановых и внеплановых осмотров... В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений».
Таким образом, ответственность за регистрацию граждан возникает у управляющей (ранее - жилищно-эксплуатационной) организации из её обязанности по контролю за использованием жилых помещений, то есть регистрация граждан является одним из элементов управления многоквартирным домом в части организации контроля за использованием жилых помещений. 

   В соответствии с приведенными выше нормами законодательства, случаи сверхнормативных потерь во внутридомовых сетях, несанкционированного разбора ресурсов, неучастия в расчетах незарегистрированных граждан возникать вообще не должны. Если бы все условия и положения Правил №307 и других нормативных правовых актов в сфере жилищного законодательства соблюдались, то разница между показаниями ОПУ и предъявленным к оплате потребителям с ИЛУ и без ИПУ объемам ресурсов была бы максимально приближена к расходу ресурсов на общедомовые нужды и технологические потери, которые согласно формуле 9 совершенно справедливо подлежат оплате потребителями с ИПУ. Если же есть отличие, то это уже не проблема Правил №307, которую им часто приписывают, а проблема управления многоквартирным домом, проблема установления соответствующих действительности нормативов потребления, проблема несознательности отдельных граждан и пассивности большинства собственников помещений в доме.
   Если в доме были допущены сверхнормативные потери во внутридомовых сетях, несанкционированный разбор ресурсов, неучастие в расчетах незарегистрированных граждан, то данные расходы, на наш взгляд, должны быть возмещены лицами, ответственными за возникновение таких фактов. Избежать подобных расходов можно путем воздействия со стороны собственников помещений на управляющую организацию, обращения в контрольные и надзорные органы, например, в жилищную инспекцию, которая в соответствии с возложенными на неё полномочиями осуществляет контроль за соблюдением порядка использования, содержания, эксплуатации и ремонта жилых домов, помещений в них, отдельных жилых помещений, инженерных оборудования и сетей; порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг; соблюдения режимов функционирования инженерных сетей и иного оборудования.
По поводу граждан, решивших сэкономить на установке ИПУ, хочется добавить.
   Прежде чем установить ИПУ, следует оценить «риски» и «эффект» от установления ИПУ, и, конечно, ознакомиться с Правилами №307: В большинстве случаев такие граждане думают ограничиться только показаниями ИПУ, не принимая во внимание:
- расход ресурсов на общедомовые нужды и потери в сетях, за которые по
большому счету они наряду со всеми остальными собственниками помещений несут
ответственность;
- возможность проживания незарегистрированных граждан,
- несознательность отдельных граждан, допускающих утечки у себя в квартирах;
- невыполнение собственниками помещений и управляющей организацией обязанностей по обеспечению надлежащего содержания ВДИС и т.д.
   Подобные негативные обстоятельства создают риски при принятии гражданами решения об установке в помещении ИПУ, и при наличии которых можно не получить ожидаемой отдачи от установки ИПУ. Граждане же, рассчитывающиеся по нормативам потребления, платят постоянную величину независимо от того, что по факту они потребляют возможно меньше или больше, чем по нормативам. Такие потребители ничем не рискуют, но и не получают снижения размера платы от экономии расхода коммунальных ресурсов. Любой гражданин вправе выбрать тот способ расчетов за коммунальные услуги, какой для него наиболее приемлем. 

   В заключение хочется еще раз напомнить, что готовится к выходу новая редакция Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, подготовка которой, прежде всего, обусловлена необходимостью приведения Правил предоставления коммунальных услуг в соответствие с нормами Жилищного кодекса. Главное в концепции новых Правил это то, что они написаны прежде всего для граждан, но с учетом сбалансированности интересов всех участников отношений в сфере оказания коммунальных услуг. Одной из целей, ради чего они были подготовлены, является защита прав потребителей коммунальных услуг. Новые Правила, будем надеяться, урегулируют все нерешенные вопросы, устранят имеющиеся неясности и разночтения, неопределенность формулировок действующих Правил, тем самым снизив случаи возникновения конфликтных ситуаций.

Источник: «Жилкомаудит» 2-2009

2 Ноября 2011


АКТУАЛЬНО
График снятий показаний приборов учета
Способы передачи показаний ПУ
Заявки в 05
Передача показаний по СМС
Регистрация в личном кабинете
Электронная квитанция
Тарифы на 2019 год
Обязанность проведения поверки ПУ
Общедомовые приборы учета
Коллекция энергоэффективных советов
Список старших по домам и советы домов
Договор управления многоквартирным жилым домом
Раскрытие информации по ПП №731 от 23.09.2010г.
Модернизация лифтов
О формировании фондов капитального ремонта
Пожарная безопасность
Утилизация ртутьсодержащих ламп

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Раскрытие информации на сайте Реформа ЖКХ
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
Региональный Фонд содействия капитальному ремонту
Администрация Качканарского городского округа
Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области